Не будем вдаваться в исторический экскурс развития понимания Материи – это не
наша задача. Сегодня вопрос определения Материи, в принципе, считается не
актуальным. Естествоиспытатели в своей деятельности с успехом пользуются
пониманием Материи «как субстратной первоосновы вещей, т.е. вещества». Более
четко и понятно эту позицию выразил некогда В.И.Ленин, написав, что «Материя
есть объективная реальность, данная нам в ощущениях». /1.149/ Или в другом месте:
«Материя, есть философская категория для обозначения объективной реальности,
которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется,
отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». /1.131/
Казалось бы, что эта формулировка способна исчерпать все, что можно на сегодня
сказать о Материи. Однако, опираясь на такое понимание Материи, наука пришла к
весьма и весьма пагубному для познания Мира заключению: того, что мы не можем
ощутить, то есть копировать, фотографировать, отображать и т.д., одним словом,
того, что нельзя потрогать, - не существует!
Наука пошла даже дальше этого. Считается, что если показывает прибор – это
объективно, а если ощущает человек – это субъективно, а значит, может и не быть.
А если может и не быть, значит, и нет! И в результате она просто стала «шарахаться»
от явлений, которые не вписываются в ее представления, но которые, тем не менее,
есть и настойчиво привлекают к себе внимание человека.
Вот несколько примеров. Возьмем НЛО – человек видит, а радар не фиксирует. Так
есть НЛО или их нет? Человек говорит, что видит Души умерших, видит какие-то
поля и энергетические потоки, а приборы этого не фиксируют. Так есть у человека
Душа или ее нет? Идут потоки какой-то энергии от человека или нет? Ведь эффект
то исцеления есть!
Человек улавливает мысль другого человека и может ее высказать. Приборы не могут
перехватить и зафиксировать мысль человека в пространстве. Так передается мысль
телепатически или нет? Ели да, то материальна она или нет? На уровне тех форм
Материи, которые изучает наука, - ответ «нет»! Но явление-то есть!
Из всего этого можно сделать вывод, что существуют такие формы Материи, изучение
которых лежит за пределами возможности сегодняшней науки. Не ко всему она, милая,
может прикоснуться!
Однако, кое-что можно по этому вопросу почерпнуть и у науки. Самое невероятное и
ценнейшее открытие в астрофизике произошло во второй половине 20 столетия.
Исследуя Космос и вычисляя движение масс Материи в глобальных масштабах, ученые
пришли к ошеломившему их выводу, значение которого для понимания Материи трудно
переоценить. Оказывается, мы видим (ощущаем!) с помощью даже самых совершенных
наших приборов только около 5-10% массы Материи во Вселенной! Это означает, что
90-95% Материи лежит за пределами наших ощущений, за пределами того, что
изучается наукой! О чем здесь можно говорить? Как можно брать на себя объяснение
всех явлений Мира и разрабатывать космологию и космогонию, работая при этом
только с вершиной материального айсберга?
Из такого положения вещей можно сделать вывод о том, что определение Ленина: «Материя
есть объективная реальность, данная нам в ощущениях», на сегодня не совсем
корректно. Оно ограничивает наши возможности в постижении реальности, что, как
мы видим, и происходит на практике.
С другой стороны, это определение несколько ограничивает другое утверждение
материализма о том, что Материя неисчерпаема. Эта неисчерпаемость проявляется
как в формах материальных образований, так и в свойствах Материи. Мы должны ясно
осознавать, что у человека и особенно у науки ограничены возможности в изучении
Материи, в изучении ее свойств и форм. Мы живем и действуем в определенном
материальном диапазоне. Изобретенные нами приборы тоже могут работать только в
определенном диапазоне. То есть, говоря о том, что Материя, это только то, что
дано нам в ощущениях, мы ограничиваем Материю своими возможностями изучать и
познавать ее. Это неоднократно подтверждает новая и новейшая истории.
Некогда Е.И.Рерих назвала существующее состояние материализма как грубое.
Имелось в виду, что наука, не желая оторваться от своих приборов, тем самым
ограничивает свое и наше понимание Материи и копается только в самых грубых
формах ее проявления, упуская из виду основные - тонкие стороны Бытия. Поэтому
миропонимание, которое плетется в хвосте физики, готовой всегда объявить
несуществующим то, что нельзя потрогать, обречено на вечное блуждание в потемках
грубых материальных форм. Где уж тут даже мечтать о понимании того, о чем
говорит религия?
В связи с тем, что на повестке дня стоит вопрос о введении в науку таких понятий,
как Душа и Дух, при изучении Материи речь нужно вести не только о различных
рукотворных приборах, но и о человеке, как о самом главном «приборе» при
изучении этих явлений. О человеке даже больше, чем о неких механических приборах,
ибо нет на Земле «прибора» более тонкого и совершенного, чем сам человек.
Подведем итог нашего короткого рассуждения. Признав неисчерпаемость Материи,
нужно признать, что невозможно дать ей и исчерпывающего определения. Всякое
определение Материи ограничивает ее. Как мыслительный, так и речевой аппараты
человека не в состоянии это сделать исчерпывающе. Мир есть Материя. Но
остановиться на чем-то нужно. Поэтому, под Материей мы будем понимать то, из
чего состоит все, о чем мы можем рассуждать, что мы можем ощущать, существование
чего мы можем предполагать… и т.д. То есть, для дальнейших рассуждений можно
определить ее так: Материя есть объективная реальность, создавшая Мир и
проявляющаяся в нем в различных формах, явлениях, отношениях и так далее,
существующая независимо от нашего сознания и до конца непостижимая для него, ибо
неисчерпаема.
Литература:
1.Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – П.с.с., т.18.