Обычно, когда речь идет об исследовании исторического пути научного осмысления
Мира, прежде всего, изучается опыт философов Старого света, начиная с древней
Греции. Остальные древние школы, как правило, остаются за рамками традиционных
исследований. Нашим научным сознанием они, скорее, относятся к
экзотико-иллюстративной части истории познания Мира, чем к знаниям,
заслуживающим внимания в познавательном плане. На мой взгляд, это совершенно
неверное отношение к наследию древних народов и, прежде всего, древнего Востока.
Способ исследования реальности и, главное, результат применения этого способа на
практике, в частности, в древней Индии, в состоянии значительно расширить и
углубить наше миропонимание.
Всмотримся внимательней в верховную божественную триаду индуизма. БРАХМА, ВИШНУ,
ШИВА - ТРИМУРТИ - главный и единый тройственный божественный образ. Ни один из
этих трех Богов в древней индуистской традиции не может существовать и не
существует отдельно от двух других. В этом единстве каждый выполняет свою,
отведенную ему функцию, а все трое владеют Миром и создают его. Высшее божество
Брахма - создатель Вселенной, творец Мира. Всеобъемлющий Вишну - хранитель Мира.
Шива - одновременно Бог-созидатель и Бог-разрушитель. Перечитаем еще и еще раз
внимательно эти определения. Разве нельзя так сказать о МАТЕРИИ, ПРОСТРАНСТВЕ и
ВРЕМЕНИ - этих трех Богах диалектического материализма, создавших Мир и
управляющих им?
БРАХМА - МАТЕРИЯ. «Высочайший», «Творец», «Владыка Сущего» и, наконец, «Перворожденный», вот далеко не полный перечень эпитетов Брахмы - Создателя Вселенной. Высшее божество верховной триады богов индуизма (согласно древним Писаниям) рождается в яйце*, которое плавает в первобытных водах. Выйдя из яйца, Брахма создает все: землю и небо, огонь и воду, горы и равнины, богов и звезды... Даже мысль создается им! Сам Брахма делится сам в себе на две части - мужскую и женскую. Из него же возникает и все живое: растения, насекомые, животные и даже Боги и демоны. Брахма создает и контролирует всю Вселенную, весь мировой порядок и управляет им.
*Яйцо - смысл этого образа станет понятным, когда мы будем рассматривать строение галактик.
ВИШНУ - ПРОСТРАНСТВО. Вишну – «Проникающий во все». Вот как звучит обращенный к нему один из гимнов Ригведы:
- «Я хочу провозгласить героические деяния Вишну,
- Который измерил земные пространства,
- Который укрепил верхнее общее жилище,
- Трижды шагнув,(он,) далеко идущий.
- Вот прославляется Вишну за героическую силу,
- Страшный, как зверь, бродящий (неизвестно) где,
- живущий в горах,
- В трех широких шагах которого обитают все существа.
- Пусть к Вишну идет (этот) гимн-молитва,
- К поселившемуся в горах, далеко шагающему быку,
- Который это обширное протянувшееся общее жилище
- Измерил один тремя шагами.
- (Он тот,) три следа которого, полные меда,
- Не иссякающие, опьяняются по своему обычаю,
- Кто триедино землю и небо
- Один поддерживал - все существа...» /1,154/
За высокой поэзией древнего гимна мы видим суть божества, «в трех широких шагах которого обитают все существа». Вот оно простое и доступное пониманию описание трехмерности пространства.
Множество повествований знает Восток о Вишну. Герой одного из них, мудрец Маркандея, спасенный Вишну во время потопа, проникает внутрь Бога и видит там весь мир: землю, небо, людей и богов. Все это существует в Вишну. Вот маленькая выдержка из его рассказа: «Приветствуя, его сложенными руками, я обращаюсь к нему: «Хочу я узнать, о Бог, о тебе и об этом твоем удивительном таинстве. Через рот я проник в твое тело, владыка, и во чреве твоем увидал всю вселенную. В твоем теле, о Бог, нашли приют боги и даваны, ракшасы и якши, гандхарвы и демоны-змеи - (весь) мир с тем, что движется и что неподвижно. Твоею, о бог, милостью память о том, как я быстро, безостановочно двигался внутри твоего тела, не покидает меня». /2.139-140/
И, наконец, третье божество ШИВА - ВРЕМЯ. Один из эпитетов Шивы - Махакала. Маха – Великий. Кала - Время. То есть, Шива, это Великое Время! Большое Время! Бог-Время.
Среди множества эпитетов Шивы мы одновременно видим и «милостивый», и «яростный». Шива олицетворяет созидающие и разрушающие силы одновременно. Сила Шивы такова, что ему не может противостоять ничто и никто. Один из мифов рассказывает, как десять тысяч аскетов пытались противиться ему. Они сотворили свирепого тигра и напустили на Шиву. Однако он поймал его и, содрав шкуру, сделал из нее себе накидку. Тогда они наслали на него антилопу и змею, но и их постигла печальная участь. Антилопа оказалась навечно зажатой в левой руке Шивы, а из змеи он сделал себе ожерелье. Ничего не оставалось делать аскетам, а за ними и всем богам, как признать власть Шивы над собой. Кто и что в этом Мире может противостоять ВРЕМЕНИ? Вот и выполняет Шива в верховной божественной триаде, как роль созидателя, так и разрушителя Мира и Богов в конце каждого мирового периода (кальпы).
По завершению мирового периода Вишну вбирает в себя все, что было в Мире и засыпает до своего следующего пробуждения: «Пока не пройдет тысяча юг, о святой мудрец, все это время я, дух вселенной и прародитель миров, пребываю во сне. До тех пор пока не пробудится Брахма, о достойнейший из подвижников, я пребываю здесь в образе юного существа, хотя вовсе не молод. Не раз, обернувшись Брахмой, я милостиво давал тебе этот дар, о брахман, почитаемый множеством мудрецов-брахманов. Я знал, что тебя испугает вид сплошного, бескрайнего океана, в котором погибло (все) - и живое и неживое, и тогда я показал тебе мир. Когда ты попал в мое чрево и увидел вселенную, от изумления ты растерялся. Потом, о премудрый брахман, я (поспешил) выпустить тебя через рот. Я открылся тебе, а ведь ни боги, ни демоны не способны познать меня. Пока не пробудится (к действию) великий Брахма, суровый подвижник, живи здесь спокойно и счастливо, о мудрец-брахман! Когда же очнется от сна Прародитель вселенной, о высочайший из дваждырожденных, я один из себя самого сотворю и небо, и землю, и свет, и ветер, и воду - словом, все, что есть в мире движущегося и неподвижного». /2.142-143/
Как совершенно очевидно, в вопросе отношения к Материи, пространству и времени,
древние авторы священных книг индуизма и диалектический материализм стоят на
одинаковых позициях. Но есть и очень существенное различие: индуизм признает
существование невидимого мира – мира Богов, а материализм пока нет.
И еще. Признавая триединство Материи, пространства и времени восточная философия
предлагает нам не статичную картину Мира, а утверждает его динамичный характер.
Тысячи лет назад мудрецы Востока знали, что Мир периодически то возникает, то
исчезает, - то разворачивается, то сворачивается. Что это означает? Об этом в
следующей главе.
Литература:
1. Ригведа. Мандалы I-IV, м.: «Наука», Серия «Литературные памятники», 1989.
2. Махабхарата, Книга III. Цит. по: История и культура древней Индии: Тексты/ ост. А.А.Вигасин. – М.: Изд-во МГУ, 1990.
<<<Назад | В начало | Вперёд>>> |