- Познание действительности достигается лишь путем вечной смены и сопоставления
пар противоположений.
- Елена Ивановна Рерих
Признавая триединство Материи, пространства и времени, ведическая
эзотерическая философия предлагает нам не статичную картину Мира, а утверждает о
неких грандиозных цикличных процессах, протекающих в нем. Цикл бытия Космоса (Кальпа
или сутки Брахмы) делится как бы на два постоянно чередующихся состояния
активного и пассивного проявления материи. Это Махаманвантара (День Брахмы),
когда Космос "бодрствует" (расходует силы) и Махапралайя (Ночь Брахмы), когда
Космос "отдыхает" (накапливает силы). Эта подсказка древних учений помогает нам
понять сам принцип вечного движения материи в пространстве-времени.
Начнем наши рассуждения с того, что проведем мысленный эксперимент с тремя
основными объективными реальностями мира: Материей, пространством и временем.
Выделим некое количество Материи в объеме пространства в виде куба (рис.2а).
Эту операцию мы можем произвести лишь на определенный конкретный момент
времени. В связи с тем, что условием существования Материи является
движение, то в каждый последующий момент времени что-то в нашем опыте должно
изменяться. Но что? Количество Материи (М) не изменяется. Значит, изменения
могут происходить только с пространством (V).
Как оно должно реагировать на течение времени? Пространство измеряется объемом.
Таким образом, изменение может происходить либо в сторону уменьшения объема
(рис.2б), либо в сторону его увеличения (рис.2в). При этом по условиям нашего
мысленного эксперимента, третьего не дано.
Рис.2. Взаимосвязь материи, пространства и времени. Выделяем пространством в
виде куба некоторое количество материи (а). С течением времени материя либо
сжимается (б), либо расширяется (в)
Таким образом, можно сделать вывод, что основным движением Материи в
пространстве-времени, вызывающем все остальные преобразования, происходящие в
ней, есть либо расширение, либо сжатие. Именно об этом говорит и ведическая
традиция. Если мы поместим некоторое количество Материи, допустим, в виде сферы,
на ось времени Т, то наглядно увидим закономерность изменения пространства при
движении Материи в течение некоторого времени (рис.3). Материя, обладающая
свойством сжиматься, будет образовывать сужающийся конус (рис.3а), а Материя,
обладающая свойством расширяться – расширяющийся (рис.3б).
Рис.3. Помещенная на оси времени сфера из Материи, обладающей свойством
сжиматься, образовывает сужающийся конус (а), а сфера из Материи, стремящейся к
расширению, образовывает расширяющийся конус (б)
Совершенно очевидно, что сжатие и расширение не могут продолжаться бесконечно.
Обязательно должен наступить предел, когда дальнейшее сжатие (расширение), ввиду
достижения Материей максимально (минимально) возможной для нее плотности, станет
невозможным. В этот момент Материя меняет свои прежние свойства, на
противоположные. То есть, если Материя, обладающая свойством сжиматься, достигла
предела сжатия, то она приобретает другое свойство – свойство расширяться. И
наоборот, Материя, обладавшая свойством расширяться, достигнув предела
расширения, приобретает свойство сжиматься.
Таким образом, космологическую модель движения Материи во Вселенной можно
представить в виде чередующихся вдоль оси времени пространственных конусов
(рис.4). Материя, образующая сужающиеся конусы (Ночь Брахмы), обладает свойством
сжиматься, а образующая расширяющиеся конусы (День Брахмы) – свойством
расширяться. Два конуса составляют полный цикл изменений (Кальпа – Сутки
Брахмы).
Рис.4. Принципиальная модель движения Материи в пространстве-времени